YaSTALKER.com

Аватар

Написано:22 December 2009 - Комментариев ( 22 ) [ Комментарий ] - 0 trackback(s) [ Trackback ]

alt

Сказка, рассказанная когда-то...

Отправляясь на фильм "Аватар" я уже была настроена определенным образом - благодаря большей частью xStream'y и меньшей частью отзывам на разных инет-страницах, рецензиями в кино-обозревателях да и просто описанием содержания фильма. (Очень, кстати, радует тот факт, что ни в одном отзыве не было спойлеров. И понятно, почему. Как бы ни был написан отзыв, вот ЭТО словами описать невозможно. Это надо видеть, это надо ощущать, это надо чувствовать. Об этом не расскажешь просто так, если фильм зацепил. А если не зацепил - тем более не расскажешь, потому что не об чем будет просто рассказывать.) Забегая вперед, могу сказать, что фильм меня не разочаровал в моем ожидании. И единственное, о чем я жалею, что нет возможности посмотреть в 3D. Разница в восприятии будет колоссальная. Более полное погружение в этот мир, более полное ощущение этого мира, более полная отдача в чувственном восприятиии...

Чувственное восприятие - это именно то, на чем построен фильм. И речь идет не о просто эмоциях, нет, о чем-то намного большем, о чем-то намного объемлющем и более гармонично вписывающемся в этот мир - и не просто вписывающемся, но и помогающим вписаться миру в нас. И эта связь - это неотъемлемая черта этого мира, мира, где каждый дополняет каждого, где нет деления на классы и ступеньки эволюции. Здесь все едино, все связано между собой, а иногда и дополняет друг друга. И смерть каждого, будь то человек или животное, это большая трагедия для этого мира. Большая потеря. И боль от этой потери ощущают все. Этот мир единый и живой. И нам, людям, очень далеко до подобного совершенства. Да, именно так - чем дальше смотришь, тем острее ощущается неполноценность и чуть ли не ничтожность людей с их бомбами, огнеметами и огромными механическими роботами. А синекожие аборигены На'ви с их луками и стрелами, копьями и ножами, вовсе не выглядят примитивным туземным племенем. А уж в соединении с живым миром они выглядят скорее стихией, которая может снести все. И перед этой стихией вынуждена отступить даже мощная техника людей.

alt

Сюжет фильма может показаться довольно простым. Разведчик, засланный во вражеский лагерь с задачей втереться в доверие, узнать тайны, вернуться, доложить. Собственно, на этом его миссия и заканчива...лась бы. Если бы изначально не было все так просто. Главный герой - в нашем мире человек, прикованный к инвалидной коляске. Бывший пехотинец, солдат. Пусть солдаты и не бывают бывшими, как утверждает герой, но это не вернет ему возможность снова ходить. Но служить дальше и быть полезным он готов всегда - на благо, как он считает. Хотя даже в начале фильма, когда мы еще не знаем всех тонкостей сюжета, подобное "благо" выглядит весьма сомнительно, а по мере проникновения, погружения в этот невероятный мир "благо" вообще оборачивается преступлением. Чем, собственно, оно и является. Смотришь на развитие сюжета и понимаешь - никакие миллионы долларов не возместят и не оправдают гибель этого невозможного, невероятного мира, полного чуда. Мира, которому нет равных в его простоте и совершенстве. И герой тоже понимает это, так же, как понимает и то, что никакими сантиментами и размышлениями о высоком не проймешь колонизаторов, и никакие рассуждения на отвлеченные темы не заставят их отступиться. А еще герой понимает, что у него нет ничего, за что стоило бы бороться - в этом мире. И много всего, за что стоило бы бороться - в том. В мире, где живут На'ви. И он отправляется в бой. В сказочный мир. Это очень просто и очень быстро - всего лишь камера соединения с аватаром. И эта же камера делает героя почти по-детски беззащитным перед лицом врага. Почти как в "Матрице" - но там отключенные от матрицы люди просто умирали, здесь же они возвращались из мира На'ви в мир людей. Возвращались, зная, что счет идет буквально на секунды, и что пока они здесь, пока их грубо выдернули - там происходит что-то ужасное. Что может быть хуже - знать и не мочь ничего сделать? Что может быть больнее - ощущать гибель целого мира?

alt

Спасти сказку от смерти.

В первый раз понимаешь, как жесток и циничен мир людей, когда полковник предлагает Джейку сделку: новые ноги в обмен на согласие Джейка шпионить и доставать данные об аборигенах. И это после того, как он, Джейк, уже успел побывать в этом мире, успел ощутить себя частью этого мира, да и просто - сделать несколько шагов на СВОИХ ногах, а не в инвалидной коляске. И обещание-предложение полковника выглядит циничной насмешкой над надеждой и ожиданием чуда.

Огромный живой мир поражает воображение с первого шага героя. Поражает всем - буйством красок, животным и растительным миром, а особенно же - способностью этого мира быть цельным. В этом сказочном мире каждый наделен уникальной способностью ощущать другого как часть себя. Кто из нас не мечтал - о разном, сказочном, чего нет и быть не может в жизни? В этом мире возможно многое из этих мечтаний. Все ли, не все - но многое. Все то, что для нас лежит в области фантастического и сказочного - в этом мире обретает реальность. Здесь можно быть любым живым существом, и даже растением, не переставая оставаться при этом собой. А хвост? Кто не мечтал о собственном хвосте? Этот мир открыт для восприятия, и легко и радостно раскрывается перед героем, помогая преодолеть внутренний барьер и сделать встречный шаг. И сделав этот шаг, герой понимает, что он не потерял ничего, но приобрел много. А самое главное - что в этом мире он нужен и важен, что ничто и никто в этом мире не предаст. Этот чужой и такой враждебный к колонизаторам мир оказывается роднее и ближе, чем свой - ради которого и ведется захват этой планеты.

alt

Собственно, что в этом благополучном с виду мире что-то не так, становится ясно с первых минут высадки героя на планете. Стрелы, торчащие из огромных колес машин, говорят о многом. А инструктаж полковника окончательно настраивает на то, что за стеной ждут дико враждебные джунгли и воинствено настроенные туземцы. И чем больше погружаемся в этот мир вместе с героем - тем больше понимаем, что именно не так - мы не так, люди. Мы здесь лишние, совершенно. Пришли как незваные гости, но с хозяйскими замашками. И мы же взвесили и оценили весь этот сказочный мир. Трезво, холодно, цинично - сразу в пересчете на миллионы долларов за килограмм этого чуда. И этим обрекли сказку на смерть.

Легко ли спасти обреченную на смерть сказку?

Трудно. Особено, когда у сказки хвосты и крылья, а у врага - космические корабли, десант на роботах и большие упаковки бомб, чтобы на всех хватило.

А легко ли видеть, как бездушная машина войны ломает и крушит этот волшебный мир Пандоры? Легко ли видеть - нет, ощущать трагедию и боль сотен и тысяч На'ви, оставшихся в результате сиротами, потерявших нечто большее, чем просто дом?

Вдвойне труднее - тому, кто смог стать частью этого мира.

Невозможно представить - тому, кто никогда не был частью этого мира.

И у героя стоит довольно сложный выбор. Это и в самом деле непросто - выбрать, с кем быть. То ли с теми, кто "свои", которые требуют отдачи и легко могут подставить, обмануть и предать. То ли с теми, кто "чужие" - которые ничего не требуют, а позволяют - да-да, всего лишь позволяют - быть собой и найти ту частичку мира, в которой он нужен, в которой его место.

alt

И этот момент тоже как нельзя более характеризует колонизаторов. Нас, между прочим. Людей. Разрушить из-за чьих-то амбиций целый мир, снести его под корень вместе с населяющими его - что может быть проще? Ведь на кону стоит не абы что, а миллионы и миллиарды долларов, которые так нужны нашей экономике, чтобы выйти из кризиса. А Пандора - что Пандора? Во-первых, она далеко, во-вторых, ее все равно какие-то обезьяноподобные дикари населяют.

И что остается гордым На'ви, кроме как самоотвержено погибать в безуспешных, а главное - бесполезных попытках отстоять свою сказку? Куда им с крыльями и хвостами против ракет и огнеметов...

Но есть одно маленькое обстоятельство, не принимаемое в расчет людьми. Любовь. Именно та самая, которая творит чудеса.

А любовь в фильме красивая. Чувственная и прочувствованная. На такую любовь, такое соединение друг с другом, такая жизнь друг для друга - людям такое незнакомо. Люди неспособны на такое. Именно в силу своей ограниченности и оторванности от мира в целом люди неспособны на ТАКУЮ любовь. Они даже понять не смогут. (Правда, от этой любви остался небольшой налет разочарования - самого единения так и не было показано, хотя оно и подразумевалось.)

И здесь любовь дает возможность творить чудеса. Причем, речь идет не просто о любви к Нейтири, и это понятно, почему. Ведь она - часть окружающего мира, и без мира ее не будет. Эта любовь не похожа на человеческую - в ней нет эгоизма, присущего людям. Впрочем, и самопожертвования тоже нет - герою не хочется ни умирать, ни жертвовать чем-то. Герою хочется жить и радоваться всему тому, за что он борется. И это замечательно. Фильм словно пытается нам сказать "Люди! Не надо умирать за идеи - за идеи жить надо!".

Вот только слышим ли мы? На'ви - слышат этот крик. А мы?..

Можно ли расценить этот фильм как попытку достучаться до каждого из нас и заставить задуматься, оглянуться вокруг, остановиться? Что именно хотел показать нам режиссер - просто ли красивый фильм-сказку или нечто большее?

Это каждый решает для себя. Но, читая многочисленные отзывы в плане "Я был там, в этом фильме, и я не хотел возвращаться в эту скудную, тусклую, низкую и наивную жизнь", "хочу ТУДА", "я понял, что пора что-то менять в мире и в себе", ощущаешь, что в фильме заложено намного больше, чем видится при прочтении аннотации к фильму.

Немного об неоправданных надеждах.

Вот тут трудно написать так, чтобы удержаться от спойлерства, но я попробую. Первым разочарованием было так и не увиденное слияние ощущений двоих. А вторым разочарованием было осознавание в финале, что концептуальность сюжета все-таки не доработана. Не отполирована до того блеска, который бы мог быть. Это все-таки огорчает...

И напоследок - это все-таки невозможно описать. Это нечто невообразимое. Это мечты из детства, это рай, потерянный и ненайденный. После этого выходишь из кинотеатра с ощущением опустошенности и пониманием того факта, что надо что-то менять. Иначе сказка так и останется просто фантазией.

alt

Сможем ли мы спасти НАШУ сказку от смерти?..