Ответы Сергея Григоровича на вопросы посетителей сайта GSC-Fan.Com (2 в 1)
Как вы знаете, в сентябре администрация сайта GSC-Fan.com организовала сбор вопросов директору компании GSC Game World Сергею Григоровичу. В том же месяце руководители нашего портала, Андрияш Козловский и Илья Козырь, посетили офис разработчиков, где встретились с Сергеем и задали ему вопросы посетителей нашего сайта.
Андрияш Козловский и Сергей Григорович
Flammable:
Несмотря на выпуск двух патчей для «Зова Припяти», сетевая часть «Чистого Неба» остается гораздо более стабильной. Я узнал, что работать над новыми патчами просто некому. Готовы ли вы принять на удаленную работу программиста для доработки сетевой игры «Зова Припяти»?
Сергей Григорович: Да.
Андрияш:
Недавно через Steam стала распространяться обновленная версия Казаков, идущая на последних операционных системах. Будут ли выпущены другие обновленные старые игры от GSC?
Сергей Григорович: Нет, «Казаки», наверное, единственные.
DARK_STALKER:
Сколько человек работает в GSC Game World?
Сергей Григорович: Сейчас - около 50 человек. Работавших над «S.T.A.L.K.E.R.» практически столько же, хотя в титрах указаны фамилии 102 человек. Дело в том, что в нынешней команде не осталось ни одного сотрудника, занимавшегося разработкой от начала и до конца за тот семилетний период. Во время одновременной работы над несколькими проектами было задействовано максимум 164 человека, то есть в среднем от 6 до 70 человек на один проект.
DARK_STALKER:
Сергей, скажите, пожалуйста, сколько примерно денег, вы потратили на финансирование проекта «S.T.A.L.K.E.R.»?
Сергей Григорович: Ну на все серии ушло приблизительно 7млн $. Причем самый «дешевый» - это все равно «Тень Чернобыля», хоть он и 7 лет разрабатывался. Первые 3 года, когда мы развивались, наш штат был человек 15 и это были незначительные затраты. Основные затраты были под конец.
[FanG☢]:
Здравствуйте. В сети появились фотографии, там где вы позируете в одежде с надписями «S.T.A.L.K.E.R.», может ли это означать что в очень ближайшем будущем мы сможем одеть её и на себя? :) Или хотя-бы узнать на какой стадии развития находится сей проект?
Сергей Григорович: Нам бы хотелось, чтобы это что-то означало, но пока ничего неизвестно. Мы изначально начали шить одежду для телесериала, который снимаем. И потом, когда увидели, что одежда получается бомба, решили, а не попробовать ли сделать из нее прототип? И вот некоторые вещи, которые мы пробовали, очень нам понравились. Но пока этих вещей мало. Я думаю, что коллекция одежды может выйти вместе с релизом фильма и игры в 2012 году.
alter_merc:
Выйдет ли в свет «S.T.A.L.K.E.R. Золотое Издание»? Если да, то когда?
Сергей Григорович: Мы думали выпускать его в середине лета, но из-за сезона отпусков, наверное, отложили. Я думаю, в ближайшее время выйдет.
Scar:
Над дальнейшим проектом студии трудится та же команда что и над «Зовом Припяти» или состав поменялся? Если да, то на сколько?
Сергей Григорович: Та же, что над «Зовом Припяти». Но состав все же поменялся. Те, кто делали программную часть, изменились, наверное, наполовину. Стало больше в 2 раза. После выхода «Зова Припяти» людей практически не было, оставалось человек 25.
Scar:
Вашей мечтой, которую вы осуществили, насколько я знаю, была Ferrari. А есть ли у вас ещё одна мечта, которую вы хотели бы осуществить?
Сергей Григорович: Мне бы безумно хотелось снять очень успешный кассовый фильм. При этом я бы хотел его сделать, успешным не только в странах СНГ, но и за рубежом.
GSC-Fan.com: Именно фильм или сериал?
Сергей Григорович: Именно фильм. Полный метр.
GSC-Fan.com: И может стоит тогда отдать съемки фильма американцам, как вы считаете? Они наверное более в этом профессиональны?
Сергей Григорович: Да, мы рассматривали предложения, голливудских компаний в том числе. Но мы к ним относимся сомнительно, так как целью своей эти люди ставят желание подписать договор на покупку бренда, и затем не заниматься его реализацией. На такую сделку могут подписываться большие суммы, но по факту подписания контракта стартовые платежи остаются небольшими. При этом право на владение брендом остаётся у гипотетической кинокомпании, а нам это не даёт права снимать фильм с кем-то другим. В других случаях предложения поступают от людей, которые либо несерьёзны, либо непрофессиональны. Грубо говоря, если бы Джеймс Кэмерон предложил бы себя в качестве режиссёра «S.T.A.L.K.E.R.», я бы не раздумывая согласился, даже за бесплатно, отдать бренд. И всеми силами, финансовыми в том числе, помог бы в съёмках фильма. Но такого предложения нет.
Scar:
Ни для кого не секрет что название студии GSC это ваши инициалы. А были ли у вас варианты другого названия для студии?
Сергей Григорович:
Да. Game Security Company (Смеется). Нет, других не было. Но в 8-ом классе, когда сдавал по программированию работу, я написал программу, которая рисовала графики (т.е. вводишь любую функцию и она строит тебе ее график). И назвал я ее «Чикаго-95», в аналог Windows 95. Отец увидел и говорит «Стремно, зачем ты так назвал?! Шо, не патриот?!», и тогда пришлось назвать ее «Оболонь-95».В общем, отец предъявил мысль о том, чем ты занимаешься должно носить именно твое имя, только в этом случае ты будешь заниматься свои делом на все 100.
operasng:
Какой вы представляете свою компанию через лет 10-20? И каким себя?
Сергей Григорович: Вы понимаете, я никогда не строил компанию, как бизнес. Такого, даже, понятия у меня нет. То, чем мы занимаемся – это же не производство одежды, это не станки для пошивки. Допустим, есть определенный коллектив людей, который работает – отдельно дизайнерская студия, отдельно по пошиву, отдельно по покраске ткани и т.д. Если ему, например, нужно, писать книги, то он занимается созданием межавторской серии. А если ему нужно снимать кино, то они подбирают других специалистов. Именно компанией это не называется, потому что по сути – это некоторый продюсерский центр, который занимается только развитием бренда. Вот, все что мы делаем –практически занимаемся развитием бренда. Вышел «S.T.A.L.K.E.R.», хотим сделать линейку одежды – это ради развития бренда. У меня нет понимания, как я вижу компанию, у меня есть понимание, как я вижу себя, а себя я хочу видеть, успешно продюссируя проекты мирового уровня. Я очень завидую таким брендам, как «World of Warcraft» или «Звездные войны». Вот, грубо говоря, мои мечты двигаются где-то в этих направлениях. Получится – не получится – вопрос, но, повторю, двигаться надо именно в том направлении!
DarkPower:
Недавно появилась новость о том, что один предприниматель хочет открыть «Кафе-Бар S.T.A.L.K.E.R.». Вы положительно относитесь к его идее? Каким вы видите «Кафе-Бар S.T.A.L.K.E.R.»?
Сергей Григорович: Я вижу какой-то аналог бара «100 Рентген». Может быть чуть шире возможности. Мало того, по разным сценариям полного метра и сериала есть бар «S.T.A.L.K.E.R.» и он имеет другой вид, отличающийся от игрового. Я хочу видеть бар именно таким: нечто подземное, полупостапокалиптическое, похожее на лондонские пабы. Ну и заведение, в котором можно получить какую-то тривиальную кухню советского образца, от вареной тушенки в банке, так же поданной, заканчивая, каким-нибудь грилем или мясом на камнях. Что-то такое простое, что могло бы быть в Зоне. Грубо говоря – это должно быть тематическое заведение, которое дает возможность почувствовать себя в этом мире. Где-то оно может быть похоже на рестораны «Планета Голливуд», были такие голливудские заведения, к сожалению, они не выжили как тематические, но это не повод кому-то не открывать эти заведения. Думаю, бар должен быть на 50% похожим на «100 Рентген» и еще на 50 – на адаптированный бар, с нормальной кухней, с положительным желанием туда заходить. Все равно кафе или ресторан. Главное - должно быть то место, где хочется принимать пищу, где ты получаешь массу удовольствий от приема пищи и общения и того, что дает обычно ресторан.
GSC-Fan.com: Т.е. не только консервы, колбаса и хлеб?
GSC-Fan.com: …И водка
Сергей Григорович: Не только, да.
Антон:
Когда примерно можно будет узнать больше (имею в виду видео, скриншоты, др. информация) про «S.T.A.L.K.E.R. 2» и готов ли у вас сюжет? Если да, то будет игра как-то связана с предыдущей трилогией или же это будет полностью новая история?
Сергей Григорович: Я думаю, мы любую информацию начнем выкладывать за год до релиза.
GSC-Fan.com: Т.е. 2011 год, где-то, да?
Сергей Григорович: Да.
KV38:
Собираетесь ли вы написать свою автобиографию?
Сергей Григорович: Нет. Я не думаю, что она может быть для кого-то значимой. Может быть интересной – да. Но ради интереса писать, ну неинтересно (смеется). На самом деле любой путь, пройденный любым человеком, является уникальным и из него подчеркнуть для себя что-то полезное – сложно, даже практически невозможно. Но из него можно подчеркнуть много интересного, просто для расширения кругозора – не более того. А учитывая то, что на это надо тратить длительное время, то на ближайшие 10 лет я просто не найду возможности, чтобы сесть и 2 месяца пописать (смеется). У многих людей, бывает желание, с помощью автобиографии, самоутвердиться. Оно возможно у меня будет в 50-60 лет, но сейчас вряд ли. Даже вот многие ВУЗы предлагают мне преподавать по разным специальностям. Но преподают люди обычно успешные, которые не нуждаются в ресурсах, только когда им важно самоутверждение. И я вот заметил, что оно пока мне не нужно. У многих других людей, с кем я общался, которые преподают или банкиры – им вообще не нужны деньги, они живут в недвижимости, стоимостью 5 миллионов для города. Делают они это исключительно для самоутверждения, как я уже сказал. Но они и постарше, я думаю, с возрастом это может иметь ценность, а сейчас нет, никакой.
Суслик:
Как обстоят дела с экранизацией «Сталкера»? Часто в сети появляются статьи с фотографиями якобы со съемочной площадки, но стой ли съемочной площадки эти фотографии. Сейчас много любительских и весьма профессиональных съемочных групп снимают короткометражные фильмы по вселенной «сталкер» и просочившиеся фото, могут быть с их съемок. Мы же уже давно слышим что "Работы ведутся", но на этом информация о проекте заканчивается, хотелось бы услышать немного больше, если это возможно? И интересно узнать ваше мнение о работах энтузиастов снимающих свои фильмы по «сталкеру»?
Сергей Григорович: Я отношусь нормально, вообще к любому движению очень положительно. Если у людей есть желание что-то снимать на подобную тему – это говорит о том, что мы как бренд устоялись и мы интересны людям. Какие-то я видел фотографии, там буквально 2 штуки с нашей съемочной площадки. Но вообще все остальное делается кем-то, т.е. любители, либо это делалось на прошлый конкурс победителей видео-работ. Мало того, мы сейчас собираемся запускать следующий конкурс, проведем его, наверное, до середины следующего года. По этому конкурсу видео-работ мы сделаем существенный денежный приз и возможно вещевой приз. Возможно также, мы дадим победителям шанс проявить себя в съемках нашего кино-сериала.
GSC-Fan.com: А касательно самого телесериала, о котором вы как-то говорили в интервью, что его снимает съемочная группа из Одессы. Есть, там, какие-нибудь новости по этому?
Сергей Григорович: Ну, пока нет. Пока у нас все в процессе, не на столько, чтобы можно было озвучить.
GSC-Fan.com: Приблизительные сроки тоже не назовете?
Сергей Григорович: Пока нет.
Илья Козырь и Сергей Григорович
Roger_Wilco: У GSC уже достаточно большой список игр, среди которых много и успешных. По сути, GSC - один из крупных игроков в игровой индустрии в странах бывшего СССР. Однако вопрос пиратства встает очень остро, т.к. от него зависит и качество будущих ваших игр. Какие у вас есть мысли по борьбе с ним (неужели все тот же «StarForce»)? Что вы думаете о цифровом распространении игр, а точнее его потенциале в странах СНГ?
Сергей Григорович: Цифровое распространение игр со временем при разумном использовании победит пиратство. Вопрос – как его использовать? Это должно быть распространение контента, через полки магазинов и скачивание. А параллельно часть информации всегда должна оставаться на сервере и человек должен зависеть от соединения с интернетом. Даже сингловые игры должны это осуществлять. Люди имеют доступ в интернет, поэтому представить, что у кого-то есть возможность купить столь дорогую технику, чтобы шла сверхсовременная игра, и чтобы на компьютере не было интернета, невозможно. Значит нужна такая система. Она есть, мы сейчас даже разрабатываем свою, собственную. Все что касается законодательного права и всей остальной борьбы с пиратами – они не эффективны и как показала практика. Хотя уровень пиратства моего продукта значительно ниже, чем любых других, даже, у тех же известных компаниях, как «1С», «Новый Диск» здесь, в Украине. Я уверен, что компьютерное пиратство – это не совсем плохо, это не совсем отрицательно, не совсем плохо сказывается на качестве продукта. Я считаю, что покупают пиратские копии те люди, которые не могут себе позволить лицензионные. Все же лицензионные предоставляет некоторые услуги, которые уникальны. А такой продукт, как компьютерная игра – он не настолько дорогой, чтобы стоимость продукта в рознице была. «Shadow of Chernobyl» 16-18$. Сейчас пойти в кино – это стоит иногда 7-8$. Т.е. 2 раза сходить в кино. Я не вижу смысла покупать пиратку в двое дешевле за 7-8. Можно было купить лицензионную в двое дороже, которая с удачливо устанавливаемыми патчами, более того – ты пришел, поставил, а она у тебя, не знаю, даже если не запуститься, то точно, там, разработчик весь в мыле бегает, пытается, что-то исправить и потом, как только может выкладывает дополнение, чего точно не будет, если будет пиратская копия. В конечном итоге иногда – взять, поехать, купить, приехать обратно, не знаю, туда-обратно за дорогу оплатить и потратить время – это уже дороже, чем 6-7-8 $ обозначенных на лицензионную копию, соответственно я считаю, что покупают пиратку именно те, у кого контингент низкий, для тех, кто не может заплатить 7-6 $ - это очень существенная стоимость. А, их потерять, как конечного пользователя – я считаю не целесообразно. Лучше чтоб они покупали пиратку и из них потом формируется аудитория, которая покупает продолжение ее, аддон и т.д.
GSC-Fan.com: Пиратство подразумевает собой не только покупку пиратской игры, но и скачивание.
Сергей Григорович: Да. Но в первое время, я вот помню, по «Тени Чернобыля» – у нас, по-моему, 2 недели не было возможности скачивать. Даже когда она есть, все равно нужно иметь довольно дорогой интернет и довольно много времени. Вопрос ли в 7 $ - не знаю.
Илья Козырь и Сергей Григорович
Fire и jerr_frrance: Как вы оцениваете качество литературы «S.T.A.L.K.E.R.»? В последнее время выпущено достаточно книг по «сталкеру». Даже больше чем нужно. Не считаете ли перебором с выпуском книжной серии? Ведь не успеешь прочитать одну книгу, как уже вышла другая.
Сергей Григорович: Как посредственное (Пауза) Хотелось бы лучше. Вы понимаете, так получилось, что в этом мире правят бесцеремонные, бесперспективные люди, с пол рейдерским пониманием действительности, которым нужно бы только продавать бренд. И после этого ты теряешь определенную власть за контролем и за качеством продукта. А все предложения людям, даже не зарабатывать на серии, а заниматься ее качеством оканчиваются ничем. Поэтому, если первое время мы контролировали качество книг, то сейчас мы лишены этой возможности из-за вышесказанных лиц.
Prizrak: Будет ли проведен следующий «S.T.A.L.K.E.R. Fest» в Москве?
Сергей Григорович: (смеется) Нам бы очень этого хотелось. Но пока не представляется понятным, как это сделать. У нас, в Украине, мы можем все что угодно, хоть танки завести на Хрещатик. В Москве – слишком много сложностей. Может и не получится, но очень бы хотелось. И нам кажется это целесообразным.
Moidodyr: Я так понял, что «GSC World Publishing» издаёт игры только на территории стран СНГ. И только в самом начале, в октябре 2006 г., выходила на мировой рынок. Почему ушли оттуда? Или имели какой-то печальный опыт? Если можно, поделитесь своими впечатлениями от этого опыта.
Сергей Григорович: Имели печальный опыт. Мы действительно издались в один день. У нас были довольно скромные продажи. Мы не с тем продуктом, не в нужное время, были не в нужном месте – вот такое объяснение. Нам очень понравилось, на самом деле, зарабатывать 100%, а не частично, как обычно платят издатели. Но в конечном итоге это все привело к тому, что какие-то продукты мы будем издавать дальше самостоятельно, а какие-то будем частично дистрибутировать через кого-то, и частично издавать. Нам давно уже не интересно работать через одного крупного издателя, потому что он забирает до 90% прибыли.
Moidodyr: Не хотите ли сами заняться продажей электронных версий Ваших игр, как это делает не только «1С», но и некоторые другие интернет-магазины со «S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти»? Всё-таки лишняя копеечка не помешала бы.
Сергей Григорович: А мы этим и занимаемся.
БУРМАН_ФАН: Играете ли вы сами в мулитеплеер «Сталкера»? Или это не для вас?
Сергей Григорович: Нет. Мне нравился последний из мультиплеерных игр только «Counter Strike». После этого не было ни одного проекта, который меня «зацепил». Ещё был и «Call of Duty», я там «потыкал», но – нет, не то. У нас «Counter Strike» бы не получился, потому что такой еще один не нужен, а изобрести что-то свое, новое в мультиплеере у нас не получилось, но мы будем дальше стараться. Все-таки «сталкер» – атмосферная синглплеерная игра.
Operasng: Вот в 4а-games сделали новую технологию наполнения уровней и сногсшибательную графику с огромным количеством полигонов и это их фишка. А будет ли в «сталкер 2» тоже «фишка»? которая удивит всех?
Сергей Григорович: Большее количество полигонов – это вопрос технологий. Учитывая, что постоянно растет уровень качества процессоров и видеокарт, то можно позволить себе все больше и больше полигонов. Связано это просто с ходом развития железа. Поэтому игры, которые выходят все позже и позже, неизбежно будут иметь большее количество полигонов. Мало того – вопрос зависит от того, что показывать в кадре. Когда в кадре ты показываешь открытое пространство, с возможностью видеть вперед на 5 км, количество полигонов, даже не первом плане, ты можешь позволить себе одно, меньшее от, например, количества полигонов в каком-нибудь туннеле, в котором ты, максимум, видишь на 5-10 метров вперед. Эта специфика, которая говорит о том, что для игр, таких как «Gears of War» по количеству полигонов могут позволить себе значительно больше нежели в тех, в которых есть огромные, открытые пространства. Что-то выигрываешь, получая в геймплее, но на сегодняшний день количество полигонов не является тем, что игрок хочет видеть. Для него значительно важнее интересность в геймплее. Например – вспомните «World of WarCraft», который до сих пор приносит миллиарды в год, а ведь количество полигонов на каждого юнита не превышает 5 тысяч.
GSC-Fan.com: Потому что она является MMORPG-игрой?
Сергей Григорович: Потому что там главное - не графика. Она является там приоритетом на 20-ом месте. Зачастую так и получается – если у тебя приоритеты какие-то одни, то графика уходит на второй план. Она не страдает от этого, но ее иногда приходится принести в жертву. Или можно наоборот, взять графику за основу и сделать там «DOOM 3», как в свое время. Когда он только вышел, он был божественным, по всему, что можно было там представить. Мы даже удивлялись, как они это сделали в закрытых пространствах, но в конечном итоге они потеряли многое из того, что могло бы там быть. Если бы они занимались, там например, предшествием ада на землю и огромным мультиплеером, то бы они себе сделали графику «World of WarCraft’а», но позволили бы себе больше возможностей по геймплею.
Fire: Какие самые большие открытия, для себя лично, вы сделали за время разработки и продвижения игры S.T.A.L.K.E.R.?
Сергей Григорович: Их, наверное, много. Это пунктов 20-30 примерно. Для меня лично они могут быть открытиями, а для кого-то это, такие естественные вещи. Ну это такой, очень комплексный вопрос. (смеется)
GSC-Fan.com: А, так сказать, первые три самые важные, для вас, вы можете выделить?
Сергей Григорович: Я для себя заметил, что если я во что-то верю, я верю на все 100. Вопрос вверх. Т.е. это не осознанное движение в каком-то направлении и логика вся говорит о том, что туда двигаться не надо или это не целесообразно, или бесперспективно, или … да сколько уже можно говорить о вере – нет, надо. Вот, я открыл себе некоторую веру, которой до этого, возможно, у меня не было, потому что 7 лет разработки, они не были, там, простыми и понятными, и легкими … движение по коридору, в котором видно свет в конце туннеля – такого не было. Там была такая жесть и на очень разных уровнях … проблемы были – в очень разных направлениях. И далеко не программирование основная проблема или создание геймплея в этом проекте. Вот, я для себя открыл, что в будущем, если я во что-то верю, я верю на все 100. И может быть это будет для меня негативом. Т.е. я могу во что-то верить очень долго и упираться лбом в эту стену – буду ее двигать, она не приведет к какому-то результату. И вот это открытие я для себя запомнил, что может быть это (смеется) моя 100% вера во что-то не является моей положительной чертой, возможно она для меня отрицательна.
Танчик: Какие музыкальные стили и направления вам нравятся? Что в данный момент вы слушаете?
Сергей Григорович: Абсолютно все. Время от времени – это были и хип-хоп, и рэп, и металл, тяжелый металл, и классика, и опера. Но сейчас Элевдива слушаю. И только в машине. Ну это опера, там 4 парня. Очень талантливо поют, разными мужскими голосами. При этом я еще играю на гитаре и на фортепиано. Единственное, что мне не нравится – это попса. Хотя я в свое время слушал Шафутинского и он мне очень нравился. Вот, поэтому, наверное, вся музыка – любая музыка (смеется).
GSC-Fan.com: Т.е. вы меломан?
Сергей Григорович: Я не меломан, я слушаю, ну как бы так, для настроения. Хотя в студенческие года, наушники из ушей не вылезали. Сейчас нет. Только в машине, когда куда-то еду.
STALKER—2011: Здравствуйте Сергей, в одном из интервью вы говорили, что флеш технологии имеют большие возможности. Планирует ли ваша компания выпустить что-то на флеш?
Сергей Григорович: Планируем, и мы этим занимаемся. Единственное, что я не знаю – когда мы озвучим то, что мы делаем. Но, делаем мы не на flash 3D, пока что. Но эту технологию мы тоже рассматриваем, как ту же перспективу. Поэтому в ближайшее время, как только у нас появится возможность что-либо сказать об этом проекте – мы обязательно расскажем.
STALKER—2011: До выхода «S.T.A.L.K.E.R. 2» ещё очень далеко. Планирует ли ваша компания выпустить какой-то "промежуточный" проект? Вроде скачиваемого сюжетного дополнения к ЗП илиЧН? Возможно, вы как-то ещё сможете порадовать игроков во время ожидания «S.T.A.L.K.E.R. 2»?
Сергей Григорович: Больше никаких аддонов не будет. Даже – добавь 3 автомата и возможность ездить на 2-ух видах техники, даже этого не будет (смеется).
Андрияш Козловский и Сергей Григорович
Мы благодарим посетителей нашего сайта за интересные вопросы, а Сергея Константиновича - за не менее занимательные ответы. А в заключение мы рады назвать автора самого лучшего вопроса. Это Operasng, который получает приз - автограф Сергея Григоровича.
Ещё раз большое спасибо вам за поддержку!