YaSTALKER.com

Мусульманин

Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

1995 г., Россия, драма

Описание:

Рядовой Николай Иванов пробыл в плену у моджахеддов 7 лет. Когда его вели расстреливать, проезжавший мимо крестьянин выкупил Николая, и тот заменил ему убитого сына. В родное село парень вернулся мусульманином в самом лучшем понимании этого слова. Но понимания среди односельчан и родных он не встретил. Напротив, многие восприняли это враждебно.

Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

Тяжелый фильм, который очень сложно описывать.

Николай Иванов возвращается домой, после долголетнего плена в совершенно другой стране, с другими законами и обычаями. Однажды он принял эти законы - ради спасения собственной жизни, но продолжает их исповедовать уже добровольно, потому что эти законы и обычаи стали родными. И это не просто слова - это действительно необходимость его души, это основа его мира, дающая ему силы сопротивляться порокам и искушениям. Но вот родная деревня, которую он считает домом, оказалась совершенно не такой родной, как хотелось увидеть, как ожидалось увидеть. Даже больше того - он здесь чужой, несмотря ни на что. Что бы ни делал, как бы ни поступал - он не находит ничего родственного в том и в тех, кто окружает его дома.

Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображенийИзображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

В фильме речь идет о вере. С одной стороны, тема веры в фильме всеобъемлюща, а с другой стороны - довольно узконаправленна. Вообще же это тонкий момент, и режиссеру удалось показать драматизм ситуации в этой непримиримости - столкновение двух вероисповеданий. Режиссеру много чего удалось в фильме, и после фильма есть над чем задуматься в целом. Много вопросов ставится в фильме, на которые ответы находит каждый свои. Какая она, верность человека тому, во что он искренне верит, что есть добро, что есть зло, как следует жить, чтобы жить правильно, чем следует руководствоваться в жизни, что стоит делать, что не стоит делать - очень глобальные вопросы поднимаются в фильме. А показанная деревня где-то в глубинке, как раз во время полным ходом идущих преобразований в стране вообще - очень благодатная почва для таких вопросов. Ведь идет заново переосмысление всех ценностей, новая расстановка приоритетов - на фоне этого внутренняя борьба героя с искушениями выглядит болезненней и глубже.

А искушений ой как много. Топор, удачно подвернувшийся во время ссоры с братом - и злость на него. Верка, лежащая рядом в кровати - такая доступная, такая близкая. Комбикорм, который можно свободно прийти и взять в колхозе - ведь корова никак не раздоится. Доллары, плывущие по реке из чемодана председателя колхоза - ведь деньги же, настоящие, заморские. Самогон, которого в деревне залейся - ведь все пьют, а ты что, бусурманин, что ли?..

Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображенийИзображение - savepic.ru — сервис хранения изображенийИзображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

Да, бусурманин. И имя у него - Абдулла, которое стало роднее, чем данное от рождения Николай. И от всего деревенского радушия веет чем-то темным и насильственным. И почему-то все вокруг постоянно требуют от Абдуллы-Николая каких-то ответных проявлений того, что называется здесь "уважением". "Не пьешь, значит? Понимаю, уважаю. Но и ты меня уважь - по нашему закону положено, значит, пей." "Я поцеловал. А теперь ты целуй. Что, не хочешь? Не уважаешь, значит?"

Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображений Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображенийИзображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

 

 

 

 

 И сколько таких моментов в фильме! Никто, никто не хочет понять, что не в том уважение состоит, не в том вера значится. "Ведь Бог - един, просто имен у Него много", - пытается объяснить Николай, но его никто не слышит. Да и не хочет слушать - потому что за налетом привычности мало чего осталось от самой веры в сердцах людей. Даже слова матери Николая, искренне полагающей молитвы и заговоры одним и тем же, об этом говорят. Разве что батюшка, который единственный попытался понять, что же за человек такой, Николай, каким он вернулся. Когда мать Николая и Федора пригласила священника, чтобы тот попробовал повлиять как-то на братьев, "ведь убьют же друг друга до смерти", встреча происходит несколько напряженно, чему немало способствует демонстративное неприятие Николаем христианских обычаев. Рассказанная священником притча о двух праведных женах привносит в дом немного мирного спокойствия, и искреннего желания Федора, старшего брата, примириться. Однако путь, который он предложил, оказался невозможен для Николая, младшего брата, и это чуть не стало причиной не просто новой ссоры, но трагедии.

Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображенийИзображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

Актеры подобраны на роли просто потрясающе. Александр Балуев (Федор), Нина Усатова (мать), а уж за Игоря Бортника (крестный) и говорить нечего. Каждая роль, хоть главная, хоть второстепенная, прописаны и показаны с неповторимой характерностью персонажа, это не просто актеры для массовки, это действительно живые люди, это действительно наша жизнь, пусть и с очень неприглядной точки отображения.

Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображенийИзображение - savepic.ru — сервис хранения изображенийИзображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

Евгений Миронов, сыгравший Николая - пожалуй, это лучшая роль Миронова во всей его фильмографии. Он немногословен, но выразительность образа не в этом. Момент, когда он вырывает из потолка крюк, на котором повесился его отец и пытался повеситься брат, и когда он зачитывает при этом почти целую проповедь столпившимся сельчанам - наиболее сильный момент в фильме. Потрясающая сцена. В этом моменте нет противопоставления двух вер, как было до, и как будет после, именно здесь начинаешь понимать все, сказанное Николаем, словно бы он говорит какое-то откровение, тогда как на самом деле то, о чем он говорит, знакомо всем, все слышали и все знают эти слова, но не задумываются, не дают себе труда вникнуть в них. Здесь же слова наполнены большой болью, которая проникает внутрь и долго носится отголосоком в сознании...

Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображенийИзображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

Единственное, что хочет Николай - жить честно, в согласии со своими внутренними устоями, но даже этим он становится чужой в родном доме. "А что делать", - говорит ему мать. - "Воровать грех, а по-другому никак не проживешь." И вот эта безнадежность пропитывает весь фильм. И в самом деле, там, где его дом, по-другому никак не выходит. Он вернулся чужим, и так и останется на всю жизнь чужим, потому что обычаи дома стали для него чужими. Единственный выход - уехать. Да, уехать из родного дома - туда, в Афганистан. Жестокая ирония - и там чужой, и здесь не родной...

Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

Единственный герой в фильме, который получился довольно наигранным - неизвестный на "восьмерке", в исполнении Александра Пескова. Мотивация этого героя объяснена недостаточно убедительно, да и финальная речь его неискренняя, ненастоящая и маловыразительная. И поэтому развязка фильма выглядит несколько нелепо в своей трагичности. Трагедии в фильме и так было достаточно, чтобы прибегать к таким театральным драмэффектам, лишнее это. Вообще без этого персонажа свободно можно было обойтись, он не нужен в картине, несмотря на рассказываемую им историю.

Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

Это тяжелый фильм как для восприятия, так и по остающемуся впечатлению. И пересматривать его можно, заново открывая в нем что-то новое для себя, однако он, пожалуй, из тех фильмов, которые пересматривать очень часто просто таки противопоказано, потому что это картина вдумчивого просмотра для души, а от частого пересмотра она затрется,  и все впечатления, равно как и мысли, просто обесценятся.